Заголько  Валентина Александровна, воспитатель I квалификационной категории, для развития познавательной активности детей, любознательности, умственных способностей и речи использует технологию «Сказочные лабиринты игры», основанную на играх Воскобовича.

Особенности игровой технологии

«Сказочные лабиринты фиолетового леса»

    Игровое обучение.   Несомненным достоинством игры является сказка, которая ее дополняет. Она заставляет ребенка содействовать и сопереживать героям и событиям. В процессе игры дети учатся целеполаганию, планированию собственной деятельности, умению анализировать результаты; развивается воображение, символическая функция сознания.

    Широкий возрастной диапазон участников игр. С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет. А иногда и ученики начальной школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.

   Многофункциональность развивающих игр. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы, узнает и запоминает цвет, форму, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

   Вариативность игровых заданий и упражнений. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение игровой задачи. Такая вариативность достигается конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.

   Творческий потенциал каждой игры. «Сказочные игры фиолетового леса» дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым.

    Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода  времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющую радость».

        Задачи технологии

1)      Формирование субъектной позиции дошкольника.

2)      Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.

3)      Развитие наблюдательности, воображения, творческого мышления.

4)      Сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.

Формы организации детской деятельности

   Логико-математические игры

 Эту игру характеризует единый динамичный сюжет с логично выстроенной мотивацией, побуждающей ребенка к действию или самостоятельному решению задачи. Логико-математические игры можно проводить и в виде викторины.

   Интегрированные игровые занятия

  Интеграции поддаются следующие виды деятельности: развивающие игры плюс математика и экологическое образование, развивающие игры плюс развитие речи и математика, развивающие игры плюс математика и предметный мир и многое другое. Ребенка необходимо побуждать к придумыванию своих задач, поиску новых решений, приучать, таким образом, к самостоятельности.

  Совместная игровая деятельность

  Она необходима для личностного развития дошкольников. В ней воспитывается умение действовать согласованно, соблюдать очередность действия, проявлять выдержку и готовность к сотрудничеству.

    Самостоятельная игровая деятельность

 В самостоятельных играх тренируются умения, совершенствуется ручная умелость и интеллект, появляется неограниченная возможность придумывать и творить.

Ласман Татьяна Августовна, воспитатель I квалификационной категории, использует в своей педагогической деятельности круги Эйлера для обучения дошкольников классификации предметов.

Развивающие игры
на основе кругов Эйлера

Круги́ Э́йлера — геометрическая схема, с помощью которой можно изобразить отношения между подмножествами, для наглядного представления. Изобретены Леонардом Эйлером. Используется в математике, логике, менеджменте и других прикладных направлениях.

Задачи педагогической работы с кругами Эйлера:

—  Формировать умение выявлять свойства в объектах и классифицировать их.

—  Развивать логическое мышление, представления о множестве.

—  Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Примерная схема для игры с дошкольниками


 

Конспект

Игрового занятия «Снежная королева»

Материал: обручи, блоки Дъенеша, карточки-символы.

Ход:

На санях, как ветер, мчится,

К ней опасно прислониться.

Лишь дотронься – заморозит,

В царство снежное увозит.

Злые чары в ход пускает –

Сердце в льдинку превращает.      (Снежная Королева)

- Снежная Королева увезла мальчика Кая в свой ледяной дворец. Герда решила во что бы то не стало найти его. Пешком странствует она в поисках своего брата. И вот Герда попала во дворец, где живут Принц и Принцесса.  Придворный ворон сказал, что принц и есть Кай. Ворон обещал представить Герду Принцу в том случае если она поможет ему.  Во дворце каждый день по меню ворона должна съедать по пирожному, а по выходным  по три. В результате такого питания она растолстела и придворный ворон прописал ей диету с тремя разгрузочными днями.

 

Игра с двумя обручами.

В первый день можно есть все желтые овощи и фрукты.

Во второй – только круглые овощи и фрукты.

В третий – можно есть то, что разрешено в первый  и второй дни.

- Помогите ей  разложить эти продукты так, чтобы диета 1-го, 2-го и 3-го дня соответствовала предписанию врача.

В благодарность ворон показал ей самый безопасный и короткий путь к дворцу «Снежной Королевы» и карту

 

Игра «Проложи дорожку»

выкладывание по схеме дорожки из блоков Дьенеша

 

Несмотря на трудности Герда все-таки добралась до дворца Снежной Королевы. И там она нашла Кая. Но Кай не может освободиться от злых чар, пока не разберет все цветные льдинки.

- Поможем Каю и Герде?

 

Игра с тремя обручами.

В первом кругу должны находиться все синие фигуры.

Во втором кругу – все треугольные.

В третьем кругу – все не маленькие.

 

Много трудностей пришлось преодолеть Герде, а вам все было легко?

Передавая снежинку из рук в руки, расскажите, пожалуйста:

-        научились ли вы чему-то новому, интересному, полезному?

-        были ли у вас трудности и в чем?

 

 

 

Педагог-психолог Костюкова Татьяна Петровна, высшей квалификационной категории, в своей профессиональной деятельности использует психогимнастику.

Структура занятия по психогимнастике

Разминка

Задачи: сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.

Содержание: несколько упражнений-игр.

Гимнастика

Задачи: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога; тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их; тренировать ребенка в определении характера физических движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями; тренировать ребенка в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств.

Эмоции    

В сюжет каждого занятия обязательно включаются два-три упражнения на эмоции и  эмоциональный контакт.

 Цель: овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать. 

Общение

Цель: тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга.

     В упражнения включают обмен ролями партнеров по общению, оценку своих эмоций и эмоций партнера.

     Упражнения помогают детям преодолевать собственные внутренние барьеры общения в реальной жизни.

  Поведение

Цель: тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции.

Задачи: показ и проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями; выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения, приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов; развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в разных ситуациях.

   Завершение

Цель: закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

 

Сценарий занятия по психогимнастике

 

«Волшебные цветы»

 

Цель: коррекция познавательной и эмоционально-личностной  сферы методом психогимнастики

Задачи:

1.      Сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию. 

2.     Тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их.

3.     Развивать у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать. 

4.     Тренировать общие способности несловесного воздействия детей друг на друга.

5.     Упражнять в преодолении собственных внутренних барьеров общения в реальной жизни.

6.     Сопровождать и будить ростки самостоятельности ребенка, стараясь не управлять им, не обязывать его, не ограничивать его фантазию, не подавлять.

Оборудование:  магнитофон, кассета «Звуки леса».

I.Разминка

  П е д а г о г. В волшебном лесу растут волшебные  цветы. Волшебные они потому, что умеют разговаривать и двигаться. Они, как дети, очень любят играть и озорничать. Цветы эти очень красивые.

  А какие вы знаете цветы? (Выслушать ответы детей). Хотите стать волшебными цветами? Я полью вас из леечки волшебной водой (педагог имитирует полив, можно посыпать немного конфетти), и вы превратитесь в цветы. 

Ты, волшебная водица,

Лейся на головки.

Превращай скорее деток

В разные цветочки.

  Что-то моя вода не подействовала. Помогите мне. Повторяйте за мной: «Розы, розы (2 хлопка), васильки (3 притопа), мы – волшебные цветы» (разводим руками).

  Волшебство сработало! Ах, в какие красивые цветы вы превратились! Лепестки нежные, разного цвета, стебельки тонкие, гибкие, листья резные!

  Покачайте своими головками, попробуйте, как гнется ваш стебелек, стебелек, пошевелите пальчиками-листочками.

  Цветы вырастают из маленького семени.

  Покажите, какой величины это семечко. А какой величины цветы из него вырастают, покажите?

  Представьте, что пока вы – маленькое семя, оно лежит в земле. Присядьте, обхватите голову руками. Но вот пригрело солнышко, и семечко начало прорастать.

  Поднимите голову, раскройте ладони. Это маленький слабый росток. Солнышко греет все сильнее, прошел теплый дождик, и росток стал подниматься все выше и выше. И мы поднимаемся, руки вверх, в стороны. Ветерок нас раскачивает, солнышко пригревает, цветочки улыбаются солнышку, подставляют свое лицо, листочки-ладошки. Как хорошо, как приятно!

 II. Гимнастика

Бабочки

 Напряженно   

Встали цветочки в круг, как будто венок сплели. Решили цветы бабочек ловить. Всем телом напряглись, ноги пошире расставили, чуть вперед подались, руки вперед вытянули. Хвать! Хвать! Не поймали, улетела бабочка.

Расслаблено

Пока ловили бабочек, подул сильный ветер. Цветы присели, стебельки вниз опустили, листочки повесили. Все расслаблено, листочки как ниточки висят.

Стрекозы

По всей площадке

Ветер утих, выглянуло солнышко. На цветы прилетели стрекозы. Стали цветы бегать по полянке за стрекозами. Бегают легко на носочках по всей полянке. Весело цветочкам! Бегают, смеются. Как стрекозы, листочки-руки расставили, помахивают, как крылышками.

Кружение плавно, на месте

Остановились и закружились на месте, медленно, плавно. Просто вальс цветов! Какое удовольствие кружиться! Чувствуешь легкость, невесомость.

Ритмично

Накружились и присели. Повернулись друг к другу по парам, уперлись ножками, взялись за руки и давай перетягивать друг друга, как на лодочке качаются. Кач-кач, кач-кач.

Напряжено

Спина, ноги, руки напряжены. Движения ритмичные. Кач-кач, кач-кач.

Расслаблено

Устали, руки разомкнули и повалились на спину. Лежат, отдыхают. Все тело расслаблено, руки и ноги расслаблены. Как приятно!

Медленно

Решили цветочки пойти погулять. Шли они, шли и вышли к речке. Речка бурная, вода холодная. Бр-рр! Как на другой берег перебраться?! Увидели мостик, а он узенький, качается. Страшно! Встали они друг за другом, одной рукой держатся за впереди стоящего, а другой – за перила мостика. Идут медленно, ступают, осторожно. То остановятся, то дальше идут. Страшно, вдруг в воду упадешь! Наконец-то кончился мостик. Ура! Рады цветочки!

Расслабление

Медленно

А тут солнце стало пригревать. Как жарко! Как хочется пить! Почти завяли цветочки. Плечики опустили, голову повесили, листочки-руки как плети висят, грустно цветочкам.

Прыжки, свободное передвижение, столкновение

Но вдруг пошел прохладный дождик. Как обрадовались цветочки, сразу распрямились. Стали они под дождиком весело подпрыгивать, веселиться. Совсем разбаловались. Подпрыгивают, в ладоши от радости хлопают. По всей полянке. Шумят, толкаются.

Застывание

А в это время на полянке появились две девочки, которые ягоды собирали. Испугались цветочки, что девочки их сорвут, застыли на месте как каменные. Девочки увидели цветы, они им понравились. Так им захотелось нарвать букет! Цветочки от страха головки опустили, глаза зажмурили и задрожали. Что будет?! Но девочки передумали, они только полюбовались, понюхали, погладили цветы и пошли дальше. Цветочки с облегчением вздохнули, улыбнулись, выпрямились, расправили лепестки.

III Общение

Эмоция гнева

  П е д а г о г. Садитесь, цветочки в круг, в наш «круг добра». Когда девочки хотели вас сорвать, вы не только испугались, но и рассердились на них. Покажите , как вы рассердились (сдвинули брови, сморщили нос, оттопырили губы).

Ах, как цветочки рассердились!

Как цветочки рассердились.

На девочек разозлились.

Не хотим, чтобы нас рвали,

И ломали, и топтали!

  Погрозите девочкам пальцем, топните ногой.

Эмоция удовольствия

  П е д а г о г. А теперь вспомните, как мы грелись на солнышке и танцевали под теплым дождиком. Как нам было приятно! Какое удовольствие погреться на солнышке, а в жару искупаться под дождем! Покажите.

   Голову откиньте немного назад, глаза прищурьте, губы в улыбке, все тело расслаблено. Голову поворачиваем из стороны в сторону.

   Как хорошо!

IV Поведение

  П е д а г о г. Дети, а что может случиться, если люди в лесу, на лугах будут рвать цветы большими букетами? Вы знаете о Красной книге? Что нужно, чтобы она перестала пополняться? Что бы вы сказали девочкам, которые хотели сорвать цветочки? (Варианты детей).

V Завершение

  П е д а г о г. А теперь я приглашаю все цветы на бал (под музыку «Вальс цветов»). Закружимся в цветочном хороводе (педагог показывает движения, дает возможность детям самовыразиться).

  Пора возвращаться в группу. Сейчас я хлопну три раза в ладоши, и вы снова станете детьми -  умными и добрыми.

 

 

 Развитие коммуникативных качеств дошкольников через групповой сбор

Заголько В.А. – воспитатель I квалификационной категории

Предметом  особого внимания программы «Детство» является развитие коммуникативных качеств дошкольников, т.е. умения общаться.

Способность к общению включает в себя:

1.Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).

2.Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации.

3.Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

Дошкольнику  трудно понять другого человека, донести до него свои мысли. Дети уверенны в том, что другой человек знает об их намерениях, он в курсе их мыслей, и поэтому не склоны к их выражению. Общение позволяет структурировать и развивать мысли, учиться понимать других, представлять себя и заинтересовывать других.

Чтобы эффективно простраивать процесс общения с детьми необходимо учитывать их коммуникативные права:

  • Право на свою систему ценностей.

  • Право на ответственность.

  • Право на личное достоинство  и уважение этого достоинства.

  • Право на индивидуальность и своеобразие.

  • Право на независимость от других людей.

  • Право на свою мысль.

  • Право на отстаивание своих прав.

Групповой  сбор предназначен для того, чтобы обеспечить возмож­ность конструктивного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

В возрастной группе время сбора может стать любимым временем общения детей и взрослого. В один день он может начинаться со звона колокольчика, другой день – с прихода игрушечного героя, героя сказки, мультфильма, большой, интересной новости, освещения проблемной ситуации.

 Короткое приветствие глаза в глаза, передача   настроения, доброты, своего тепла  прикосновением ладошек, плечиков, локотков, носиков помогает детям настроиться говорить и слышать друг друга, помогает наладить коммуникацию. Во второй части группового сбора можно провести пальчиковые игры, словесные игры, игры-шутки, элементы психогимнастики – это формирует у детей навыки совместного не скучного времяпровождения.

Дальше – обмен новостями. Это ответственная и значимая часть сбора, так как здесь развиваются коммуникативные навыки. Ребенку предоставляется возможность поделиться новостями, прошедшими событиями, удачами-неудачами, детскими обидами и достижениями, высказать, свои мысли, фантазии, он может радоваться за своих друзей или огорчаться вместе  с ними. В обмене новостями всегда участвует взрослый.  Это способствует созданию атмосферы доверия и открытости. В такой атмосфере ребенок   остается самим собой  и в диалоге с ним можно изучить его интересы, потребности, склонности и способности. Так как высказываться хочется многим, можно ввести правило: «Сегодня говорит тот, у кого клубочек», а завтра волшебная палочка, послезавтра новости начинает тот, у кого на плече стрекоза и т.д. Обмен новостями позволяет тренировать умение вести диалог, умение слушать и слышать, аргументировать своё суждение, тренировать собственные суждения, т. е. приобретать коммуникативную компетентность.

Следующая часть группового сбора – это планирование, в которой происходит выбор деятельности. Важно, чтобы ребенок сам спланировал свою деятельность, озвучил, чем он будет заниматься, нужна ли ему помощь, что должно получиться. Здесь озвучиваются, учитываются и принимаются любые идеи детей, предлагаются темы дня или месяца. Необходимо, чтобы ребенок сам рассказал о своей теме, заинтересовал других детей. Если появляется несколько тем, то дошкольники голосованием определяют, чем они будут заниматься.  Это создаёт внутреннюю мотивацию, уважение к детям, это тренирует коммуникативные умения.

      Таким образом  групповой сбор предоставляет возможность развивать у детей культуру общения со взрослыми и сверстниками, воспитывать чувство самоуважения, собственного достоинства, прививать благородные мотивы гуманности и справедливости.

© solnyshko-detdom

Создать бесплатный сайт с uCoz