Доклад

Воспитателя Тигашевой Татьяны Александровны, I кв. категория

 

Тема: «В.А. Сухомлинский, его педагогические взгляды. Отражение  взглядов В.А. Сухомлинского в моей педагогической практике»

 

Главная движущая сила в творчестве В.А.Сухомлинского – это его любовь к ребенку. «Истинное воспитание – это идеальная гармония взаимоотношений взрослого и ребенка, в едином порыве стремящихся к познанию добра и красоты».

         Определяющее значение Сухомлинский придает системообразующему фактору – нацеленность всей учебно – воспитательной работы на формирование у детей высоких нравственных качеств; центральный стержень – это человечность в человеке.

         «Без нравственной чистоты теряет смысл все - образование, духовное богатство, трудовое мастерство, физическое совершенство». Сухомлинский подчеркивал, что средоточием нравственности является долг. Поэтому одним из оснований его педагогики является идея нравственного долга: человека перед человеком, обществом, Отечеством; отца и матери перед своими детьми и детей перед родителями; отдельной личности перед коллективом и перед высшими нравственными принципами.

         «Детское сердце чутко к призыву творить добро и красоту для людей. Если ребенок чувствует, что рядом с ним – люди, что своими поступками он приносит им радость, он с малых лет учится соизмерять собственные желания с интересами людей. Умение управлять желаниями – в самой простой казалось бы, а на самом деле очень сложной человеческой привычке – источник человечности, чуткости , сердечности, внутренней самодисциплины, без которой нет совести, нет настоящего человека. Нравственные убеждения, взгляды, привычки – все это связано  чувствами. Чувство – это, образно говоря, живительная почва для высоконравственных поступков. Чуткость, впечатлительность души формируется в детстве. Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важнейших задач воспитания. Ребенок должен научиться платить добром за добро, создать своими  руками счастье и радость для людей.

         Многого маленькому ребенку еще невозможно растолковать. Прекрасные слова о благородстве не всегда доходят до его сознания. Но почувствовать сердцем красоту человечности способны даже малыши».

         В своей работе Сухомлинский стремился к тому, чтобы каждый воспитанник переживал радость, горе, печаль и невзгоды другого человека.

         «Чуткость к радостям и горестям воспитывается только в детстве. В этом возрасте сердце особенно чувствительно к человеческим страданиям».

         Сухомлинский  стремился так отточить у своих воспитанников чуткость сердца, чтобы они видели чувства, переживания, радости и горести в глазах людей, с которыми соприкасаются не только повседневно, но и «случайно».

         «Нравственный облик личности, в конечном счете, зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастет эгоистом, будет глухим к людям». Сухомлинский подчеркивал, что очень важно, чтобы воспитанники узнали высшую радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке.

         В.А. Сухомлинский придавал огромное значение в воспитании нравственных качеств детского коллектива. Он стремился внести в коллектив дух семейной сердечности, задушевности, отзывчивости, взаимного доверия, помощи. Он стремился к тому, чтобы источником радости, полноты чувств и переживаний для каждого ребенка было общение с товарищами, взаимный обмен духовными ценностями.

         В процессе своей работы, встречаясь с трудностями, Сухомлинский советовался, беседовал с опытными педагогами, делился мыслями. «Все мы знаем,- говорил Сухомлинский, - что познание человека начинается в семье – начинается с того момента, когда, убаюкиваемый материнской песнью, ребенок впервые улыбается маме. Как важно, чтобы первые мысли о добром, сердечном, самом прекрасном, что есть в мире, - о любви человека к человеку – пробуждались на личном опыте, чтобы самими дорогими для ребенка стали мать и отец. Но, если этого подлинного человеческого, в семье не хватает или вовсе нет – в какой мере это может дать коллектив? Как открыть перед чутким впечатлительным детским сердцем доброту, красоту человеческой души?»

 В часы бесед, раздумий, советов в педколлективе Сухомлинского  сложилась большая педагогическая идея: детский коллектив лишь тогда становится воспитывающей силой, когда он возвышает каждого человека, утверждает в каждом чувство собственного достоинства, уважения к самому себе. Душевность, сердечность коллективных отношений стали предметом постоянной заботы Сухомлинского. « Многогранность жизни детского коллектива стала представляться мне не только как содружество единомышленников, но и как взаимная чуткость друг к другу, душевная способность познавать и умом и душой чужие радости и горести. Как раз в этой сердечности, душевности коллективистких отношений и заключается благородство стремления быть хорошим: не на показ, не для того, чтобы тебя хвалили, а из органической потребности чувствовать свое благородство».

Все последующие годы воспитательной работы В.А. Сухомлинского были по существу годами заботы о возвышении человеческого достоинства ребенка. Задаче возвышения человека он всегда стремился подчинить жизнь детского коллектива как частицы общества. Этой же задаче подчинялось творчество детей, развитие их задатков, способностей, дарований.

 

Понимая всю значимость детского коллектива в воспитании нравственных качеств у ребенка, в своей деятельности  я стараюсь донести моим воспитанником, что наш коллектив – это большая дружная семья, где мы все вместе радуемся успехам друг друга, огорчаемся плохим поступкам детей, горестям друг друга.  Моим воспитанникам, которые не нашли тепло и любовь самых близких – родителей, как никому другому необходимо почувствовать любовь и заботу взрослых в нашем доме, любовь и заботу сверстников. Я стремлюсь, чтобы источником радости для каждого ребенка было общение со сверстниками, с взрослыми, которые в это трудное для ребенка время находятся рядом с ним. Стараюсь в каждом возвысить чувство собственного достоинства, уважения к самому себе. Стараюсь в каждом найти то хорошее и ценное, чем бы он мог гордиться: поступками, способностями, своими нравственными качествами.

 В своей работе я использую различные игры, которые помогают посмотреть и оценить себя со стороны, увидеть красоту души своих друзей («Расскажи о своем плохом поступке», Расскажи о своем хорошем поступке», «Подари подарок», «Комплимент» и др).

В совместной деятельности стараюсь дать возможность детям проявить свои способности, задатки. На кружке «Хозяюшка», руководителем  которого я являюсь, дети прикасаются к таинству кулинарного искусства, и осознание причастности к важному делу придает им уверенность в собственных силах, дети стремятся продемонстрировать свои умения, проявляют желание быть полезным в своем коллективе. Они гордятся своими достижениями, открывают в себе и в товарищах новые качества. Начинают познавать друг друга с лучших сторон, что очень важно для формирования дружного и сплоченного детского коллектива. Дети чувствуют общность, чувствуют себя семьей, где они могут раскрыться, высказать свои желания, в тоже время, понимая свою ответственность за результаты совместного труда. Дети не только приобретают теоретические знания, и практические умения в приготовлении пищи. Важно то, что у них формируются навыки позитивного взаимодействия, способность к сотрудничеству, появляется интерес к миру и самому себе.

Важным методом воспитания нравственных качеств у ребенка является чтение художественной литературы. Дети очень чутко реагируют на поступки героев, эмоционально воспринимают происходящее в сказках и рассказах, делятся своими впечатлениями и высказывают свое мнение о поступках героев.

Кроме того, в своей работе я использую сказкотерапию. Проигрывая роли сказочных героев, они как бы ставят себя на их место, что дает им возможность понять нравственные отношения героев. Сказка позволяет облегчить познание человеческих отношений. В ней отражены представления о правде, добре и зле. Она воспитывает душу.

Часто мы с детьми беседуем на интересующие их темы, которые, казалось бы, не должны волновать детей в этом возрасте. Но пережившие боль и утраты эти дети рано становятся взрослыми и очень часто задают совсем не детские вопросы. Необходимо в каждом ребенке поселить веру и надежду, дать столько тепла и любви, чтобы отогревшись, он смог сам дарить свою любовь и тепло людям, будь это взрослый или ребенок, или частица природного мира.

И когда видишь в ребенке отклик на переживания, горести, радости других детей, да и взрослых, понимаешь, что не зря ты отдаешь им частичку своей души. Ради этого – увидеть в ребенке неравнодушное отношение к миру – не жаль тратить свои душевные силы и время.

 
Создать бесплатный сайт с uCoz